top of page

Комментарий Ассоциации об обсуждаемой в СМИ ситуации с приказом Минфина России № 107н

Исполнительный директор Ассоциации Национальный платежный совет по просьбе издания ПЛАС комментирует утвержденный приказом порядок идентификации плательщиков при платежах в адрес бюджетных организаций.

фото: ПЛАС

По сообщения СМИ, банкиры пожаловались министру финансов РФ Антону Силуанову на возникшие ограничения в развитии безналичных платежей и дистанционных каналов обслуживания. Проблема возникла после вступления в силу в конце марта 2016-го изменений в приказ ведомства № 107н, касающихся идентификации плательщиков.

Соответствующее письмо за подписью главы Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна было направлено Силуанову на прошлой неделе.

В обращении уточняется, что изменения в приказ с 28 марта обязывают банки указывать в поручениях по платежам в бюджет Ф.И.О. плательщика, его адрес регистрации по месту жительства или пребывания, а также ИНН, уникальный идентификатор начислений (УИН) или данные документа, удостоверяющего личность гражданина. «Осуществление идентификации плательщика в вышеуказанном порядке... на практике представляет собой труднореализуемую задачу», — говорится в письме АРБ.

"Вместе с тем осуществление идентификации плательщика в вышеуказанном порядке, установленном Приказом Минфина России от 23.09.2015 № 148н, на практике представляет собой труднореализуемую задачу. Особенно проблема усугубляется в случае осуществления переводов в адрес бюджетных организаций с использованием банковских карт, эмитированных сторонней кредитной организацией, в связи с отсутствием на сегодняшний день технической возможности получения информации о плательщике в банкоматах при совершении переводов по картам сторонней кредитной организации.

Фактически Приказ Минфина России от 23.09.2015 № 148н вынуждает кредитные организации закрывать платежные сервисы, предоставляющие возможность совершения переводов в адрес бюджетных организаций через банкоматы по банковским картам других банков. При этом следует учитывать, что к числу бюджетных организаций относятся как различные государственные (федеральные и региональные) службы и учреждения, так и муниципальные организации, в том числе школы и детские сады, а также учреждения жилищно-коммунального хозяйства. А переводы в адрес таких учреждений занимают значительный объем в структуре ежемесячных платежей населения.

В настоящее время закономерным направлением развития платежных технологий является привлечение банками максимального количества клиентов к обслуживанию по пластиковым картам, мобильным и Интернет-сервисам. Развитие электронных платежных систем позволяет привить клиентам культуру использования безналичных платежей вместо обычных операций с наличными денежными средствами, снизить себестоимость операций для банков, а значит, и тарифы для клиентов. Однако нормы Приказа Минфина России от 23.09.2015 № 148н резко ограничивают возможности для развития безналичных платежей и дистанционного банковского обслуживания, вынуждают банки использовать наличные платежи, что формирует неудобства и рост тарифов для клиентов.

С учетом изложенного, принимая во внимание общемировой тренд, направленный на расширение использования дистанционных банковских сервисов, Ассоциация просит Вас рассмотреть вопрос об исключении из Приказа Минфина России от 23.09.2015 № 148н требований по отражению в платежных поручениях информации, идентифицирующей плательщика, по переводам в адрес бюджетных организаций, совершенным по банковским картам", – отмечается в письме.

Мария Михайлова, исполнительный директор Ассоциации «Национальный платежный совет» в комментарии порталу PLUSworld.ru:

"Данная проблема еще раз явно указывает на тот факт, что регулирование, решающее задачу в узком «отраслевом» сегменте создает барьеры с точки зрения платежного ландшафта в целом. Все более усложняющиеся технологии оказания платежных услуг, когда в кооперацию вовлекается все большее число различных участников рынка требуют и более широкого анализа и взаимодействия при принятии решений. И чем на более ранних стадиях взаимодействия регуляторы буду привлекать профильные общественные объединения к обсуждению тех задач, которые решаются путем принятия тех или иных нормативных актов, тем более качественным может быть и анализ ситуации, и варианты решения задачи и последующее исполнение принятых решений участниками рынка.

Нужно обратить внимание на то, что требования Приказа и использование в нем понятия «идентификация» никак не связаны с понятием «идентификации» в определении Федерального закона №115-ФЗ. Информация о плательщике в рамках Приказа необходима с целью организации эффективного и точного внутреннего учета поступающих средств и повышения эффективности работы бюджетной системы в целом.

С момента вступления в силу указанных требований участники рынка были вынуждены приспосабливаться разными способами: кто-то запретил в своих банкоматах оплату по картам сторонних банков услуг детских садов, кружков, штрафов и других аналогичных платежей. Кто-то реализовал виртуальные клавиатуры, требуя от плательщиков вводить необходимую информацию, кто-то перевел такие платежи из банкоматов в банковские платежные терминалы, поскольку в них шире возможности для использования клавиатуры и так далее. И это действительно привело к снижению спроса на безналичные платежи, особенно в регионах, где традиционно инфраструктуры «сторонних» банков используются активнее, чем, например в Москве. Просто в силу того, что региональные инфраструктуры не столько разнообразны и развиты, как в столичных регионах.

В принципе, существуют различные технические решения для организации передачи необходимых данных о плательщике. Например, может быть рассмотрен вариант, когда информация о плательщике предоставляется дополнительным уведомительным сообщением со стороны эмитента, есть и другие варианты."

.

bottom of page