Возникшая несколько лет назад конкуренция между банками и сотовыми операторами за кошелек абонента уже в прошлом. Бывшие соперники осознали, что для развития рынка мобильных платежей они должны работать сообща. А действуя в одиночку, да еще и по принципу "все отнять и поделить", российский аналог PayPal не построишь, считает Денис ЗЫРЯНОВ, директор по финансовым услугам MegaLabs.
- Денис, в том, что рынок мобильных платежей интересен сотовым операторам, сомневаться не приходится. А насколько он интересен банкам?
За последние пять лет рынок мобильных платежей вырос не на проценты, а в разы. Сегодня далеко не каждый рынок может похвастаться таким ростом. Во многом позитивную роль сыграло принятие закона "О национальной платежной системе". Банки увидели, что платежи с мобильного счета - понятная, прозрачная и, самое главное, поддерживаемая государством бизнес-модель, а не какая-то полулегальная схема. Поэтому сегодня все больше банков смотрит в сторону этого бизнеса с интересом.
Почему рынок быстро растет? Я уверен, что главный фактор роста - удобство мобильных платежей для клиента. Даже сейчас, когда "зарплатные" или кредитные карты есть у многих, оплатить в интернете товар и услугу с телефона зачастую проще и удобнее, чем при помощи карты. Достаточно ввести свой номер и подтвердить платеж по SMS. Но при этом нужно понимать, что мобильные платежи - это все же микроплатежи. С помощью телефона абоненты не покупают авиабилеты или дорогую бытовую технику. Да и мобильный счет у большинства клиентов редко превышает тысячу рублей.
- Как вы строите работу в области мобильных платежей? С какими банками сотрудничаете?
- В отличие от других операторов большой тройки MegaLabs, подразделение "МегаФона", отвечающее за финансовые услуги, имеет партнерские отношения с несколькими банками. Наши партнеры по проведению расчетов - QIWI-Банк, банки "Таврический" и "Платина", "Мастер-Банк", а также расчетное НКО "Рапида". Выбор партнера для каждой конкретной транзакции происходит очень просто - если клиент хочет оплатить что-то на сайте QIWI, то расчеты по его платежу будет осуществлять QIWI-Банк и т.д.
В целом бизнес-направление мобильных платежей разделено у нас на два больших блока. По первому направлению, B2B, MegaLabs для партнеров выступает в роли некого платежного шлюза и источника доходов.
Абонент "МегаФона" платит за услуги партнера, а мы получаем определенную часть от переведенных им денег. В этом смысле наша задача - расширять список партнеров, чтобы клиенты могли оплачивать услуги широкого числа компаний. Этим мы увеличиваем количество платежей, а значит, и оборот компании.
Второй блок - B2C. Тут MegaLabs разрабатывает для "МегаФона" брендированные финансовые продукты. Мы уже выпустили мобильное приложение "МегаФон Деньги" и одноименный веб-портал, виртуальную карту "МегаФон" - Visa, а также сервис денежных переводов money.megafon.ru. В этом сегменте наша задача - сделать финансовые сервисы "МегаФона" максимально удобными, понятными и защищенными, а также обеспечить маркетинговую поддержку, чтобы как можно больше клиентов ими пользовалось.
Поскольку сегмент B2B начал развиваться значительно раньше, неудивительно, что на его долю приходится больше половины бизнеса по оборотам и по количеству клиентов. Однако мы видим, что рынок собственных финансовых услуг растет очень динамично. Поэтому я думаю, что к концу 2013 г. оба направления по обороту и количеству клиентов сравняются.
- Какие новые тенденции в сфере мобильных платежей вы отмечаете?
- Сейчас мобильным операторам для того, чтобы стать наравне с банками одним из двух главных каналов осуществления любых дистанционных платежей, не хватает консолидации. Слишком много самостоятельных и не всегда качественных решений, которые только дезориентируют потребителя. Сотовые операторы лишь недавно осознали, что развивать этот рынок разумней всем вместе. Что это сфера не для конкуренции, а для партнерства. В рамках соглашения, заключенного операторами около года назад, действует правило: если новый поставщик услуг заключает соглашение с одним из операторов, то это автоматически означает, что два других оператора также могут предлагать своим абонентам оплачивать его услуги. В результате такого партнерского обмена выигрывают все. Провайдерам теперь не нужно заключать договор с каждым из операторов по оплате услуг с мобильного счета, а операторы расширяют пул своих партнеров, что удобно для их абонентов.
Следующий разумный шаг - создание единого сервиса для абонентов всех российских сотовых сетей, единого бренда, который ассоциировался бы у клиентов со способом оплаты через операторов. Сегодня этого нет, но в данном направлении мы движемся.
- Каким, на ваш взгляд, станет рынок мобильных платежей через несколько лет?
- Посмотрите на любой рынок. На старте всегда много участников, но в процессе развития происходит его консолидация. Рынок электронных и мобильных платежей не исключение. Я думаю, что через несколько лет сохранятся две-три системы интернет-платежей, которые фактически станут стандартом для осуществления большинства расчетов в Сети. Это могут быть международные игроки, такие как PayPal, компании с "русскими корнями" - QIWI, "Яндекс.Деньги", WebMoney Transfer - или какие-то новые предложения от международных платежных систем Visa и MasterCard. Консолидация - это всегда лучшие решения, лучшая управляемость отрасли, способность к саморегуляции. Все эти изменения будут стимулировать нас работать еще лучше, а значит, принесут пользу клиенту. Что касается мобильных платежей, то, на мой взгляд, они начнут "перетекать" в мобильные приложения.
Это будут как специализированные мультиплатежные сервисы, так и приложения, созданные для решения совсем других задач, где функция оплаты чего-либо будет дополнительной полезной опцией.
Также не стоит забывать о стремительном росте продаж смартфонов, планшетов и других абонентских устройств. В текущем году по различным оценкам только смартфонов будет продано в два-три раза больше, чем годом ранее. А значит, рынок мобильных платежей будет уверенно расти.
Источник: Информкурьерсвязь, Москва, 6 мая 2013