Международная платёжная платформа PayPal обнародовала результаты своего нового исследования, проведённого совместно с Data Insight. В рамках исследования компания решила изучить один из наиболее динамично развивающихся рынков – розничные онлайн-продажи за границу. В основе исследования лежал опрос, в котором приняло участие 2700 онлайн-продавцов, большинство из которых – индивидуальные предприниматели, а также представители малого и среднего бизнеса. Кроме того, в исследовании были использованы результаты экспертных интервью и собственные данные PayPal и Data Insight. Исследование позволило выявить интересные факты об экспортной онлайн-торговле, о сложностях, с которыми сталкиваются российские продавцы, и о возможностях, которые они видят на зарубежных рынках.
Рынок онлайн-экспорта растет – несмотря на скептическое отношение к нему
Согласно экспертным оценкам Data Insight, объём трансграничных розничных продаж товаров и услуг (включая цифровые товары, продажу контента, игры и социальные сети) из России в другие страны в 2016 году превысит сумму в 2 млрд. долларов США, что в целом на 32% выше объёма продаж в 2015. Для сравнения - внутренний рынок онлайн-торговли теми же товарами и услугами в России составит за 2016 год более 20 млрд. долларов США. Рынок розничного интернет-экспорта товаров и услуг из России растет почти вдвое быстрее домашнего рынка.
Согласно опросу онлайн-продавцов, российские товары и услуги приобретают во всем мире, при этом наибольший объем платежей за них поступает из Северной Америки (42,1% в 2016 году), Западной Европы (30,8%) и Азиатско-тихоокеанского региона (12,2%). Любопытно, что покупатели из стран бывшего СССР имеют почти вдвое меньший среднего чек, но даже и в этом случае объем продаж в соседние страны невелик.
Больше всего покупателей российской продукции находится в США, Германии и Великобритании. Доля покупателей из Китая, наоборот, пока не велика.
Половина компаний, продающих что-либо на экспорт, моложе трех лет
Опрос также позволил составить портрет типичного российского онлайн-продавца, поставляющего товары в другие страны:
Большинство индивидуальных предпринимателей и компаний, продающих товары и услуги в Сети в другие страны (66%), находятся вне Москвы и Московской области. Это отличается от внутреннего рынка электронной торговли, 60% компаний на котором представляют именно российскую столицу.
В основном онлайн-продавцы за рубеж - молодые компании. Большинство было создано либо в этом, либо в прошлом году (36% в общей сложности). Как отмечает Data Insight, заметные изменения в развитии экспортной онлайн-торговли произошли 3 года назад и с того времени количество новых компаний постоянно растет.
И крупные, и небольшие компании имеют одинаковый потенциал быть успешными на зарубежных рынках.
По данным опроса предпринимателей, наиболее популярными категориями продаваемых за рубеж товаров и услуг являются:
Цифровые товары и игры (35%)
Услуги в сфере путешествий (отели, билеты) (26%)
Физические товары (23%). Среди основных подкатегорий – одежда и обувь, предметы ручной работы и уникальные изделия, автозапчасти и электроника.
Среди материальных товаров самой быстрорастущей категорией являются именно товары ручной работы (речь не о сувенирах, а об авторских предметах) и уникальные вещи. Их поставляет множество компаний - от крошечных до достаточно крупных.
Данные опроса также показали, что средняя стоимость покупки зависит от типа экспортируемых товаров или услуг. Для контента (игры, музыка, книги), он составляет от нескольких десятков до нескольких сотен рублей, тогда как для материальных товаров это около 5000 рублей. Услуги, среди которых есть и переводы, и программирование, и разработка дизайн-проектов, в среднем имеют стоимость заметно более 10 тысяч рублей"
93% опрошенных, несмотря на сложности, видят перспективу в зарубежных рынках
Продажа за рубеж сопряжена с трудностями. Большинство продавцов сходятся во мнении, что самой главной сложностью является логистика – подразумевающая максимально эффективную и безопасную доставку товаров клиенту (так считает 31% респондентов). Затем идёт языковой барьер (27%) – многие чувствуют, что не достаточно владеют иностранным языком для общения с покупателями (эта проблема особенно остро ощущается в регионах). Нехватка доверия и необходимость развеивать сомнения покупателей может стать еще одним фактором, сдерживающим развитие трансграничных продаж (25%). О трудностях с получением платежей из-за границы говорят 19% российских продавцов.
Однако какими бы ни были сложности, с которыми сталкиваются российские продавцы, похоже, оно всё же того стоит: 93% опрошенных предпринимателей видят перспективу в продолжении работы на зарубежных рынках. Из того, что могло бы помочь компаниям в развитии трансграничных продаж в основном называют наличие партнёров в других странах (47%), получение более подробной информации о зарубежных рынках (36%) и упрощение таможенных процедур и законодательства, регламентирующего сферу платежей (27% и 24% соответственно).